Алтари на путях науки (Петербург – Елабуга – Тарту)


В воспоминаниях астрофизика академика В.В. Соболева, бывшего в годы войны сотрудником Елабужского филиала ЛГУ, говорится: «Елабуга научила людей работать». Конечно, в Елабугу попали в основном способные ученые, прошедшие строгий отбор перед эвакуацией. Но «елабужская школа», которая научила их работать энергично и самоотверженно, с благодарностью вспоминается многими ленинградцами.

Бывшие елабужане и в последующие годы продолжали работать так же успешно. Многие из них стали докторами наук, а восемь человек стали академиками. Почти все они занимали высокие должности, получали правительственные награды. Некоторые были удостоены Государственных премий, стали Героями социалистического труда.

Особенно сильное впечатление производит даже на ленинградских ученых жизненный и научный путь Федора Дмитриевича Клемента (1903-1973). В Елабугу он приехал руководителем лаборатории люминесценции, старшим научным сотрудником. Вскоре после прибытия его выбрали секретарем партийной организации филиала. В Ученом совете Елабужского филиала 10 мая1943 г. состоялась защита его кандидатской диссертации «Исследование по люминесценции щелочно-галоидных фосфоров». Летом 1943 г. руководитель филиала профессор В.А. Амбарцумян уехал в Ереван и на его место был назначен Ф.Д. Клемент. Таким образом, ему пришлось выполнить очень сложное и ответственное задание по реэвакуации филиала летом 1944 г. В 1944-1951 гг. он работал в ЛГУ доцентом кафедры оптики. Далее в 1951-1970 гг.  – ректором Тартуского университета. С 1951 г. – профессор, академик Академии наук Эстонской ССР. 1954-1972 гг. – член ЦК Компартии Эстонии. 1954-1966 гг. – Депутат Верховного Совета СССР. Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Знак почета, Октябрьской революции. Герой социалистического труда (1969 г.). Председатель комитета по науке и технике Эстонской ССР (1967-1973 гг.).

Такой взлет научной и административной карьеры Ф.Д. Клемента объясняется его сильными личностными качествами. Свой жизненный путь он описывает в книге воспоминаний «Алтари на путях науки» (Templid teaduse teedel. –Tallinn:Eesti raamat,1983, на эстонском языке). Перевод главы этой книги, посвященной военным годам, любезно предоставил нам Роальд Федорович Клемент, сын Ф.Д. Клемента (за что мы ему очень благодарны). Также он прислал нам свою книгу «История нашей семьи» (Санкт-Петербург, 2003), большая часть которой посвящена отцу. Детские воспоминания Р.Ф. Клемента о жизни в Елабуге очень интересны. Жили они на улице Ленина, дом 44. Ему было 10-12 лет, он ходил в 3-5 классы школы имени Куйбышева. С нашим знаменитым земляком писателем С.Т. Романовским он учился в одном классе, сидел за одной партой. Роальд Федорович помнит многих сотрудников филиала ЛГУ и «елабужских» ленинградцев.

Федор Дмитриевич Клемент (Теодор, сын Дидриха Клемента) родился в 1903 г. в Петербурге. Учился в гимназиях Петербурга и Нарвы. В сложные годы для России и Эстонии (1918-1919) ему пришлось начинать работать. В 1919-1922 гг. работает учителем в школе деревни Щепец Гдовского уезда. Стал первым комсомольцем в Щепце, а в 1923 г. – членом ВКП(б). В 1922-1926 гг. работал в руководящих должностях в системе народного образования и политобразования. 

Таким образом, Ф.Д. Клемент уже в молодые годы становится номенклатурным работником. И такая общественная, партийная и административная работа всю жизнь ему очень мешала учиться и заниматься наукой. «Он был талантлив и  разнообразно одарен во всех сферах жизни, и партийная номенклатура безжалостно эксплуатировала его таланты в своих интересах. Поэтому продвижение по линии административной далеко обгоняло научную карьеру отца», – пишет Р.Ф. Клемент. В 1934 г. Ф.Д. Клемент закончил физический факультет ЛГУ.

Еще будучи студентом, в 1930 г. он был выбран заместителем секретаря партийной организации Ленинградского университета. В 1933-1935 гг. – аспирант ЛГУ. В характеристике, данной членом-корреспондентом АН СССР А.Н. Терениным говорилось: «... тов. Клемент действительно имеет все предпосылки, чтобы в будущем играть ведущую роль в советской физике...». В 1935-1951 гг. он ведет параллельное исполнение работ по нескольким должностям, научным и административным: ученый секретарь Института физики, редактор «Ученых записок» ЛГУ, зам. главного редактора «Вестника Ленинградского университета» и другие. В 1937 г. он основал в Институте физики ЛГУ самостоятельную лабораторию люминесценции.

С этой лабораторией он приехал в Елабугу. В Елабуге они занимались проблемами практического применения науки, а именно разработкой люминесцирующих экранов, совместно с физиками институтов АН СССР, находящимися в Казани (академики А.Ф. Иоффе, Л.А. Арцимович и др.). Поэтому ему приходилось неоднократно бывать и в Казани.

Ф.Д. Клемент вспоминает: «Тыловые годы в Елабуге были для всех нас по своему трудны, особенно первый, когда мы только начали приспосабливаться к новому образу жизни. Продукты пропали из свободной продажи еще в 1941 году. Местное население питалось в основном за счет своих огородов. Нас эвакуировали из Ленинграда в конце лета и свои огородные участки мы получили только осенью или на будущее лето. По карточкам давали только хлеб. На рынке цены невероятно выросли. Зарплаты хватало только на то, чтобы купить картошки. Мы варили картошку только в мундире... В начале 1942 года научным работникам был назначен паек, и это заметно облегчило нашу жизнь...

В Елабуге мы все же так сумели наладить и приспособить быт, что жилось сравнительно с Саратовым и Казанью лучше...». Р.Ф. Клемент добавляет: «В Елабуге мы жили в деревянной избе, с большой русской печью, в ней и готовили обед. Первый год электричества не было, и освещали комнату керосиновой лампой. Воду носили из колодца, за три квартала от дома, чаще всего это делал отец, который умел очень ловко носить на коромысле два ведра с водой.

А зимой, когда устанавливался санный путь, отец брал в институте лошадь, и мы всей семьей отправлялись в лес за дровами. Валили высоченные сосны, разделывали их на кряжи, нагружали на сани и отвозили домой. Отец не гнушался никакой крестьянской работы – зимой дрова, летом для институтских лошадей надо было накосить сена. На камских лугах институту отводили большой покос, и вся профессура с косами и граблями работала на покосе. Отец был отличный косец, никто не мог за ним угнаться, у него был широкий размах, и он был неутомим в работе». 

После войны лаборатория Ф.Д. Клемента тоже функционировала успешно. Потом ее перевели в Тарту. Усилиями Клемента была создана теперь всемирно известная Тартуская школа физиков-люминесцентщиков. Будучи ректором ТГУ в течение 20 лет, он снискал любовь и уважение всех в университете, и профессоров, и студентов. Ф.Д. Клемент умер в 1973 году. Он похоронен в Тарту.

Опубликовано:
Новая Кама. – 2005. – 27 августа. – №133-135. – Елабуга.