Елабуга и забытые имена



Недавно в серии «Библиотека Российской Академии Наук» вышла книга воспоминаний Надежды Алексеевны Никифоровской «Владимир Иванович Смирнов». Она была племянницей (дочерью брата) выдающегося русского ученого-математика, академика В.И. Смирнова, о котором мы писали в сентябрьских номерах газеты «Новая Кама». Надежда Алексеевна вместе с семьей в годы войны жила в Елабуге (1942-1944 гг.), работала в библиотеке учительского института, педучилища, училась на историко-филологическом факультете Воронежского университета. Она близко общалась с академиком В.И. Смирновым и многими другими учеными из Елабужского филиала Ленинградского госуниверситета. Часть этой книги, где описывается елабужский период ее жизни, мне предоставила Матвиевская Галина Павловна, доктор физико-математических наук, профессор, историк математики (г. Оренбург).


 
 
 





 

 


Н.А. Никифоровская пишет, что в состав филиала ЛГУ входила группа ученых, представителей четырех факультетов: математико-механического, физического, химического и биологического. Им предстояло выполнять работы, имевшие важное военное значение. Как мы уже писали, возглавлял филиал проректор ЛГУ по научной работе профессор Виктор Амазаспович Амбарцумян. В ту пору он был членом-корреспондентом АН СССР, позднее стал академиком, а со временем – президентом АН Армянской ССР. В 1943 году он уехал в Армению, и его сменил доцент Федор Дмитриевич Клемент (впоследствии академик Эстонской ССР и ректор Тартуского университета). В.И. Смирнов в филиале заведовал лабораторией математики и механики.

Надежда Алексеевна и ее семья (папа, мама, тетя) смогли эвакуироваться из Ленинграда в Елабугу и попали сюда 31 марта 1942 года. Сначала они нашли пристанище в семье Смирнова: «Скоро наши сани подкатили к двухэтажному белому дому в центре города, где жил с семьей Владимир Иванович. Из подъезда к нам выбежал Георгий Иванович Петрашень (для родных и близких – просто Егор), ученик Владимира Ивановича, находившийся в тот момент в его доме. (Впоследствии Г.И. Петрашень стал профессором ЛГУ и директором Математического института АН СССР). С чудесной белозубой улыбкой он сразу бросился таскать в дом наши вещи.»

В одном доме с Владимиром Ивановичем на втором этаже жили еще две семьи:Лозинских-Толстых и ГроссовМихаил Леонидович Лозинский – известный поэт и переводчик, сделавший переводы Шекспира, Сервантеса, Мольера, Корнеля, Лопе де Вега, Фирдоуси, Саят-Нова, Бараташвили. Его самая известная работа – перевод «Божественной комедии» Данте в 1939-1945 гг. Он лауреат Государственной премии СССР 1946 года. Лозинский жил с большой семьей: его жена Татьяна Борисовна, их дочь Наталия Михайловна Толстая с мужем Никитой Алексеевичем Толстым (физик, впоследствии профессор ЛГУ, сын писателя Алексея Николаевича Толстого) и маленькими детьми Катей, Мишей, Наташей. Вторая супружеская пара – Евгений Федорович Гросс (известный советский физик, член-корреспондент АН СССР, лауреат Государственной премии СССР (1946), и Ленинской премии (1966), основные труды по оптике твердого тела) и Анна Ивановна Сидорова (сотрудник филиала ЛГУ). Все три семьи вели общее хозяйство,  названное в шутку «колхоз».

В Елабуге Смирновы жили большой дружной семьей: супруга Елена Прокофьевна, сын Никита, мать Елены Прокофьевны Аполлинария Васильевна и четырехлетняя Мариша, дочь племянницы Смирнова. Отдельно жила еще сестра жены Юлия Прокофьевна с дочерью Сашей, а позже приехала, как уже писалось, семья брата Смирнова. Позже Никита вспоминал, как он в Елабуге пошел в первый класс (в 1943 г. в восемь лет).

Н.А. Никифоровская пишет, что сразу же после приезда в Елабугу перед ними встали две первоочередные задачи: получить жилье и устроиться на работу. Первой устроилась на работу тетя (Толубеева): она стала заведовать одновременно двумя отделениями местной больницы (терапевтическим и инфекционным). К ней в Елабуге относились с почтением: врачей столь высокой квалификации в городе не было. Она являлась доцентом 1-го Ленинградского медицинского института имени академика И.П. Павлова, имела звание старшего научного сотрудника, позднее – после возвращения в Ленинград – защитила докторскую диссертацию. Мама Надежды Алексеевны поступила на работу в фельдшерско-акушерскую школу, где стала преподавать физику, химию, биологию. Тетя также преподавала там медицинские дисциплины, а папа – латинский язык.

В апреле 1942 года приехал из Ленинграда Владимир Иванович Крылов (математик). Летом 1942 года на побывку приезжал Сергей Иванович Лозинский, ученик Смирнова, с первых дней войны ушедший на фронт. И после войны он носил военную форму, став профессором Военно-воздушной академии. Надежда Алексеевна упоминает также Виктора Викторовича Соболева (астроном, впоследствии академик, основные труды по теоретической астрофизике), профессора Всеволода Васильевича Шаронова (сына певца Мариинского театра В.С. Шаронова). С ленинградцами был и Амазасп Асатурович Амбарцумян (известный своим переводом Гомера на армянский язык), отец В.А. Амбарцумяна.

Несмотря на свою занятость, Владимир Иванович согласился стать председателем Аттестационной комиссии средней школы Елабуги. Он рассказывал, что при нем сдавала экзамены Катя Менделеева – дочь Марии Дмитриевны Менделеевой, преподававшей в Елабужской фельдшерско-акушерской школе, а по возвращении в Ленинград заведовавшей Музеем-квартирой Д.И. Менделеева в ЛГУ.

Летом 1942 года из Ленинграда приехали в Елабугу и ученые-гуманитарии. Среди них были и профессора Анатолий Васильевич Венедиктов (юрист, впоследствии академик, лауреат Государственной премии СССР (1949)), Сергей Иванович Ковалев (историк античности, доктор исторических наук, автор учебников по истории Древнего мира, впоследствии директор Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе), Мария Ивановна Максимова (историк античной культуры, сотрудник Института истории АН СССР), Лев Борисович Модзалевский(историк русской литературы, сотрудник Архива АН СССР). В конце лета 1942 года в Елабугу был эвакуирован Воронежский государственный университет. Так в годы войны «заштатный» город Елабуга неожиданно стал научным центром.

В.В. Соболев свидетельствует, что после возвращения в Ленинград «бывшие елабужане стали сотрудниками тех факультетов, на которых они работали до войны ... Однако в течение всей дальнейшей жизни сохранялись близкие отношения между ними, согретые воспоминаниями о совместной работе в Елабуге».

Всегда тепло вспоминал о Елабуге и Владимир Иванович. Для него, несомненно, явилось благом, что в военные годы он оказался в Елабуге. Тут у него были прекрасные условия для научной работы и в то же время он имел возможность заниматься педагогической деятельностью. Рядом с ним находились родные и близкие люди.


Опубликовано:

Новая Кама. – 2004. –9 октября. – №156-158. – Елабуга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий