В суровые годы военные…


Волею судьбы, тысячи людей оказались в начале войны в небольшом, тихом городке Елабуге на Каме. Сюда были эвакуированы много предприятий, учреждений из зоны боевых действий.

Чтобы спасти важнейшие лаборатории, научные кадры Ленинградского государственного университета, которые вели оборонные исследования, было решено создать научный филиал в глубоком тылу. Руководство было поручено профессору В.А. Амбарцумяну,   проректору Ленинградского университета по научной части. В ректорате ему сказали: «Виктор Амазаспович! Вы назначаетесь руководителем филиала Ленинградского государственного университета в городе Елабуга Татарской АССР. Надлежит немедленно эвакуировать туда всех сотрудников, членов их семей, приборы, имущество. В вашем распоряжении целый поезд – двадцать четыре товарных вагона. Вы – начальник эшелона».

Отправились в путь 18 июля 1941 года. В Елабугу приехали примерно 150 человек, из них около 70 научных сотрудников, крупнейших ученых, среди них один академик, два члена-корреспондента АН СССР и свыше десятка профессоров Ленинградского университета. Среди них был и Владимир Иванович Смирнов.

Можно представить, какие трудности и лишения пришлось испытать эвакуированным в пути. В то время в Елабугу можно было доехать только водным путем. Маленькая пристань на Каме первой встречала всех приезжающих. Тут были и беженцы, и работники эвакуированных предприятий, учреждений. А дальше пешком, или на телегах, два километра до города.

Город расположен на крутом правом берегу реки Камы. Вид на город очень красив. Крутую гору около пристани венчает одинокая каменная башня – «Чертово городище». На набережной почти сплошь каменные дома и три прекрасной архитектуры церкви. Большая часть города состоит из деревянных домов. 

Но вряд ли приехавших волновали эти красоты. Хотя они все отмечают то внимание, с каким в столь напряженное время их встречали. В их распоряжение отдали часть здания учительского института. Сотрудников университета размещали на квартирах, кого-то на частных, других – на институтских, а кого-то прямо в здании института. Здесь же на третьем этаже левого крыла расположились научные лаборатории университета.

Семья В.И. Смирнова была устроена в доме неподалеку (бывшая улица Ленина, 77, ныне Проспект Нефтяников, 175). В этом же доме жили семьи и других эвакуированных ленинградцев: М.Л. Лозинского, известного поэта и переводчика, Н.А. Толстого и физика профессора Е.Ф. Гросса. Это двухэтажный каменный дом из десяти комнат, построенный купцом Каменевым Д.Г. в 1836 году. Бывшее здание женского уездного училища, архитектурный памятник республиканского значения,  в настоящее время – дирекция Национального парка «Нижняя Кама». Адрес этого дома, в частности, упоминается в воспоминаниях А.И. Сидоровой, жены Е.Ф. Гросса, а также вспоминается В.Т. Романовской, жившей в годы войны по соседству. 

В.А. Амбарцумян в 1981 году писал в Елабугу: «С большой теплотой вспоминаю доброжелательность елабужан по отношению к ленинградцам, коллектив которых мне пришлось возглавлять. Это действительно было время суровых подвигов и высокоморальных взаимоотношений».

В прекрасном здании епархиального женского училища, построенном в 1903 году, во все годы его существования находились педагогические учебные заведения. В 1939 году на базе педучилища открылся учительский институт с четырьмя факультетами (физико-математическийрусского языка и литературыестественно-географическийисторический) и заочным отделением. Институт готовил учителей для неполных средних школ. В годы войны в этом здании размещались учительский институт, педучилище, эвакуированные филиал Ленинградского университета и Воронежский университет.

Несмотря на все трудности, ленинградские ученые уже в сентябре приступили к работе. Конечно, основной для них была научная работа, главным образом оборонного и практического характера. В частности, под руководством В.А. Амбарцумяна была разработана теория рассеяния света в мутных средах. Она решала проблему определения дальности видимости предметов и огней в атмосфере и в океане. На практике она была использована советскими подводниками. Физиками филиала производились расчеты траекторий снарядов при стрельбе из минно-торпедных аппаратов. Также в 1941-43 годах в Елабуге был разработан принцип инвариантности, широко используемый в настоящее время. Академик В.А. Фок выполнил ряд фундаментальных исследований по теории распространения радиоволн. Позже В.А. Амбарцумян писал: «Я горжусь замечательными результатами труда Елабужского филиала Ленинградского университета. Большое спасибо вам, елабужанам, за содействие и внимание к советской науке».

В результате работы, выполненной в военные годы в Елабуге, а также в первые послевоенные годы, несколько человек из этого коллектива стали академиками и членами-корреспондентами Академии Наук СССР и союзных республик, были удостоены Государственных премий (В.А. Фок,В.А. АмбарцумянВ.И. СмирновБ.П. Никольский,В.Н. ЦветковН.П. Еругин и другие).

В.И. Смирнов тоже плодотворно работал на елабужской земле. Как известно, первое издание пятого тома знаменитого «Курса высшей математики», над которым он работал в Елабуге, вышло в 1947 году. В 1943 году он был избран в действительные члены АН СССР. В 1948 году он был удостоен Сталинской премии 2-й степени за научный труд «Курс высшей математики». Известно, что В.И. Смирнов выезжал по академическим делам в Свердловск, Саратов и Казань.

Приехавшие в Елабугу ученые активно включились также в учебный процесс в учительском институте. Уже 5 ноября 1941 года В.И. Смирнов был зачислен на должность заведующего кафедрой физики и математики и преподавателем математики по совместительству.

В условиях военного времени произошли изменения в организации учебно-воспитательной работы. Так как школы остро нуждались в педагогических кадрах, была ускорена подготовка учителей. Сократились учебные планы и сроки обучения, увеличена недельная нагрузка студентов, сокращалось время на экзаменационные сессии и каникулы. В.И. Смирнов был загружен всеми видами работы в учительском институте. Сохранились приказы о его назначении председателем Государственной экзаменационной комиссии (июнь, 1942 год), членом приемной комиссии (июнь, 1943 год). Надо отметить и научно-методическую помощь Смирнова В.И. коллективу физико-математического факультета учительского института. Естественно, он был для математиков и физиков Елабуги настоящим научным руководителем. Нам известно, что его научные связи с Казанью продолжались и после войны. 

Было трудно и преподавателям, и студентам. Ощущалась нехватка продовольствия, топлива. Вот что пишет Валеева А.Х., жившая в одном доме с ленинградцами: «Спасение для елабужан наступало летом. Весной, когда спадала вода, в лугах появлялся дикий лук. Из него варили суп, кашу, им торговали на улице. Институтский сад был разделен на участки, и все желающие имели огород. Все с тележками и коромыслами шли в посадку собирать валежник. Запасали топливо на зиму. Топили и торфом. Торфоразработки проводились полным ходом». В институте в конце июня 1942 года был даже издан приказ о том, что с 1 июля все преподаватели обязаны являться на работу в 8 часов утра и участвовать в работе на подсобном хозяйстве не менее 8 часов в день. За каждый трудодень они получали 1 кг зерна,2 кг овощей, 1 кг картофеля, 8 рублей деньгами.

Однако на протяжении всех военных лет среди людей жила глубокая вера в Победу, стремление внести свой посильный вклад в общую победу над врагом. Преподаватели и студенты активно занимались военным делом, помогали колхозникам в уборке урожая, регулярно перечисляли часть заработной платы в фонд обороны.

Ленинградские ученые жили и работали в таких же условиях, их занимали те же заботы. Много времени занимали хозяйственные дела. Сотрудники филиала сами заготавливали дрова, сена для лошадей, выращивали овощи на выделенных участках.Ф.Д. Клемент в воспоминаниях пишет: «Тыловые годы в Елабуге были для всех нас по своему трудны, особенно первый, когда мы только начали приспосабливаться к новому образу жизни…Зарплаты хватало только на то, чтобы купить картошки… В начале 1942 года научным работникам был назначен паек, и это заметно облегчило нашу жизнь… В Елабуге мы все же так сумели наладить и приспособить быт, что жилось сравнительно с Саратовым и Казанью лучше…». Как и все труженики тыла, они работали под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!».

В елабужской газете «Сталинский путь» от 30 октября 1941 года появилась заметка «Вклад сотрудников университета», где говорилось, что в районную комиссию от филиала Ленинградского университета сдано 9475 рублей денег и на 1560 рублей различных вещей для помощи фронту. Это единственная статья в местной печати в годы войны, освещающая жизнь филиала.

В приказе по институту в июле 1943 года отмечается: «За лучшие показатели в учебе, дисциплинированность, высокий уровень общественной и оборонной работы, вручить «Переходящее Красное Знамя института имени 25-летия Великой Октябрьской Социалистической революции» физико-математическому факультету … Профессору Смирнову Владимиру Ивановичу, … объявить благодарность за полное выполнение учебных планов, отсутствие академической задолженности со стороны студентов по дисциплинам весеннего семестра, которые вели эти лица, а также за образцовую воспитательную работу».

Летом 1943 года В.А. Амбарцумян уехал в Ереван и на его место был назначен Ф.Д. Клемент. Таким образом, ему пришлось выполнить очень сложное и ответственное задание по реэвакуации филиала летом 1944 года. Все ленинградцы ожидали разрешение на возвращение в родной город с волнением. Чтобы сотрудники филиала могли вернуться вместе с членами семей, надо было при составлении списков привести основательные мотивировки, поскольку Ленинград жил еще в очень тяжелых условиях. Но все сложилось благополучно.

 По приказу директора, ввиду реэвакуации филиала Ленинградского университета с 22 июня 1944 года академику В.И. Смирнову был предоставлен отпуск, после истечения которого он был освобожден от работы в учительском институте.

Елабужане вспоминают ленинградских ученых с теплотой. Они были простыми в общении, любезными, готовыми прийти на помощь. Например, елабужане вспоминают, как ленинградцы весной 1943 года спасли тонущих детей в разлившейся Каме. Это черты характера настоящего русского интеллигента. В нем уживались твердость и доброта, храбрость и сострадание к слабым, холодный аналитический ум и мягкое чувство юмора. Примером такого человека был и академик Владимир Иванович Смирнов.

Опубликовано:
Владимир Иванович Смирнов, 1887-1974 / Отв. ред. О.А. Ладыженская, В.М. Бабич. – 2-е изд. – М.: Наука, 2006. – 328 с. (Серия «Научно-биографическая литература» РАН).







Комментариев нет:

Отправить комментарий