Содружество трех вузов


В апреле (2005 г., прим. автора) прошла ежегодная научно-практическая конференция преподавателей и студентов Елабужского государственного педагогического университета. В том году она  была посвящена 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. На нее были приглашены и гости из других городов, в частности, Воронежа и Санкт-Петербурга.



Примером бескорыстного служения общему делу – сохранению научных и педагогических кадров, их дальнейшему обучению и воспитанию – является сотрудничество трех вузов в Елабуге в военные годы. Это Елабужский государственный учительский институтфилиал Ленинградского университета и Воронежский университет. О некоторых страницах жизни этих вузов газета писала и раньше (декабрь 1979 г., сентябрь, октябрь 2004 г. и др.). Наши исследования показывают, что в эти суровые годы они жили как единый организм и выжили, сохранились благодаря взаимоподдержке. Конечно, эти вузы оказались в Елабуге по распоряжению правительства. Но без внимания, человеческого участия местных властей, руководства и коллектива учительского института к судьбам эвакуированных, им было бы трудно справиться со всеми проблемами.

Академик В.А. Амбарцумян, руководитель филиала ЛГУ, вспоминал доброжелательность елабужан по отношению к ленинградцам и благодарил их за содействие и внимание к советской науке. Воронежцы считают, что, хотя в Елабугу добралась только десятая часть университета, эта небольшая группа сохранила нити преемственности, удержала родной вуз от раздробления и закрытия. Несмотря на все лишения, она продолжила и учебную работу, и научную деятельность.

Филиал ЛГУ, добравшийся до Елабуги в августе 1941 года, был научным филиалом, а не учебным. Научные сотрудники различных специальностей, в основном физики, математики, химики, биологи Ленинградского университета и других научных учреждений Ленинграда имели очень высокую квалификацию и уже в тридцатых годах проявили себя решением некоторых теоретических и прикладных задач науки. Поэтому они были направлены в тыл для продолжения своих исследований, а также для проведения новых исследований, имеющих оборонное значение. Лабораторное оборудование они привезли с собой. Под лаборатории им были выделены аудитории учительского института. Многие вопросы обустройства лабораторий, а также быта научных сотрудников, решало также руководство учительского института.

Более тяжелое положение было у Воронежского университета. Летом 1942 года, из-за неожиданного и стремительного продвижения немцев, Воронеж не смог осуществить организованную эвакуацию многих учреждений, в том числе университета. Уходить приходилось в большой спешке, бросая имущество и жилье. Руководство ВГУ получило распоряжение Наркомпроса следовать в Елабугу.

В начале сентября разрозненные группы сотрудников и студентов разными путями прибыли в Елабугу (43 преподавателей и сотрудников, 56 студентов). 10 сентября первое партийное собрание рассмотрел вопрос «О развертывании работы университета в Елабуге» и приняло принципиальное решение о начатии учебного года 1 октября.

Прежде всего, следовало обзавестись минимально необходимым оборудованием и учебными пособиями. И опять на помощь приходит учительский институт. По приказу директора М.Г. Стрекалова от 17 сентября 1942 г. выделяются помещения, инвентарь, мебель, все учебное оборудование биологического и химического кабинетов, вся учебная литература по биологической и химической дисциплинам, а также часть оборудования, мебели филиала ЛГУ и педагогического училища. В конюшнях учительского института приходится размещать и главный транспорт того времени – лошадей, принадлежащих Воронежскому университету. Неоценимую помощь воронежским коллегам оказал и Казанский университет, отправив в Елабугу два вагона с научной литературой, учебными пособиями и лабораторным оборудованием.

Проблемой для воронежцев было и расширение контингента студентов. Пополнение пришло за счет местной молодежи. Некоторые выпускники учительского института продолжили обучение в ВГУ. Известно, что елабужанка Любовь Иосифовна Чагина, в будущем доцент ЕГПИ, училась тогда на 2-м курсе историко-филологического факультета ВГУ. Учились в ВГУ и эвакуированные ленинградцы, например Никифоровская Н.А., позже написавшая воспоминания о Елабуге.

Всем трем вузам приходилось также совместно решать проблему квалифицированных педагогических кадров. Некоторые преподаватели учительского института ушли на фронт. Большая группа выдающихся ученых Ленинградского, а потом и Воронежского университетов откликнулись на приглашение работать в Елабужском учительском институте по совместительству.

Академик В.И. Смирнов на все время эвакуации (1941-1944 гг.) стал заведующим кафедрой физики и математики, вел курсы математического анализа и элементарной математики. Ленинградцы Н.А. Толстой и А.И. Петрова преподавали методику физики, доцент Г.И. Петрашень – математические курсы. Профессор Мавродин В.В. (1942 г.), затем профессор Ковалев С.И. (1942-1944 гг.) заведовали кафедрой истории. Они вели исторические и общественные дисциплины, как и профессора Венедиктов А.В., Артамонов М.И., Полетика Н.П. На естественно-географическом факультете работали профессора ЛГУ Тверской М.Н. (курс физической географии), Шаронов В.В. (геология и минералогия, картография и топография), Долгов Б.Н. (общая химия), профессора ВГУ Сигрианский А.М. (заведовал кафедрой биологии, читал биологию и зоологию), Дамперов Д.И. (геология и минералогия), доценты ВГУ Бухалова В.И. (экология), Ежов И.Н. (общая и физическая география). Общественные дисциплины вели также доценты ВГУ Кузнецова А.С., Бавыкина О.А. Профессор ВГУ Журавлев И.Н. проделал большую работу по разработке и ведению факультативного курса по подготовке преподавателей физкультуры, который был введен в ЕГУИ в 1942 году. Кандидат биологических наук, сотрудник филиала ЛГУ Васильева В.К. преподавала военно-санитарную подготовку. На разных факультетах работали также ленинградцы Амбарцумиан А.А. (языкознание и культура речи), Жуйкова В.Г. (общая физика), Молоденко П.Я. (химия).

Преподавательский состав ВГУ на несколько месяцев пополнился профессорами ЛГУ химиками Б.П. Никольским, Б.Н. Долговым, историками С.И. Ковалевым, В.И. Равдоникасом, А.В. Венедиктовым, математиком В.И. Смирновым, Н.А. Домниным, А.В. Смирновым и рядом других ученых.

Воронежский историк профессор М.Д. Карпачев пишет, что такое сотрудничество оказалось исключительно плодотворным и для студентов, и для преподавателей. Память о блестящих лекциях ленинградских коллег долго хранилась в Воронежском университете, а установившиеся связи оказались очень полезными для молодых ученых ВГУ. Состоялись в Елабуге и совместные заседания научных обществ, научные конференции.

Второй семестр в 1943 г. ВГУ завершил в Елабуге. Упоминается, что летняя практика студентов-историков была организована очень успешно. Они были направлены на археологические раскопки известных памятников – Ананьинского, Луговского и ряда других могильников. Практикой руководили выдающиеся ленинградские археологи П.П. Ефименко и В.И. Равдоникас.

В январе 1943 г. советские войска освободили Воронеж. 1943-1944 учебный год ВГУ проводил уже в Воронеже и в Липецке.  «Елабужские» ленинградцы начали думать о возвращении в родной город после снятия блокады. Вызов пришел в июне 1944 года. Приказ директора Стрекалова М.Г. о расчете, предоставлении им отпуска и освобождении от работы издан 19 июня 1944 г.

Так переплелись судьбы трех российских вузов. «Это действительно было время суровых подвигов и высокоморальных взаимоотношений» (В.А. Амбарцумян).

Опубликовано:
Новая Кама. – 2005. - 7 мая. – №70-72. – Елабуга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий