вторник, 6 марта 2018 г.

Как я пришёл в математику


Меня часто спрашивают, как я пришёл в математику. Мой путь нельзя назвать уникальным. Всё, чего я достиг, стало возможным благодаря школьному учителю и, пожалуй, упорству. 

Детство 

Я родился в Ижевске. Моё детство прошло на станции Бегишево в Заинском районе. Там же, 50 лет назад, я окончил Бегишевскую среднюю школу.


Учитель математики, Яббар Субханович Валеев, был душевным человеком и хорошим методистом. Ему удалось умело замотивировать меня: в 7 классе он подарил мне толстый сборник задач повышенной трудности Константина Шахно, и я прорешал все задачи от корки до корки за два года. По школьному учебнику тоже шёл самостоятельно, с опережением. Поэтому сегодня я призываю своих студентов и школьников к самостоятельной работе.

В 7–10 классах я постоянно побеждал в районных и участвовал в республиканских олимпиадах почти по всем естественнонаучным предметам. Когда в 10 классе я победил по математике, физике, химии, биологии, то оказался перед трудным выбором. Однако математика взяла своё.

Окончил школу с золотой медалью и поступил на механико-математический факультет КГУ. После окончания аспирантуры в 1975 году приехал в Елабугу и с тех пор работаю здесь. 

Мой университет 

Кандидатскую диссертацию защитил по вопросам, связанным с формированием историко-методической культуры будущего учителя математики. В новых образовательных стандартах этому вопросу уделяется особое внимание.


Моя жена Татьяна Новоженина 30 лет вела методику математики в нашем вузе. Мы учились в одной группе в КГУ. Сын окончил наш физмат, защитил кандидатскую диссертацию по техническим наукам и работает в Москве в сфере информационной безопасности. Дочь — исключение: пошла по гуманитарной стезе — английский язык и журналистика. 


В 80-х годах мы с женой занимались конкурсами по методике математики: она готовила студентов, а я отвозил их на конкурсы Поволжского региона, где они благополучно побеждали. 

Позже начал заниматься воспитательной работой в институте: работал проректором (первым) по воспитательной работе в 1993–2003 годах. В те годы одной из форм объединения молодежи оказался КВН. Это была такая своеобразная подготовка кадрового резерва — все кавээнщики в конце концов становятся достаточно известными людьми. В 1997 году наша команда завоевала титул Чемпиона Татарстана. С тех пор я с КВН практически неразлучен, постоянный член жюри, меня называют «отцом елабужского КВН». 


Последние четыре года работал директором Республиканской летней физико-математической школы, которая возникла в 2014 году. Для всех участников школы и вожатых — наших студентов — я теперь Мансур абый, «директор». 


Научная деятельность 

Мой основной курс на факультете — алгебра, его я читаю уже более 40 лет. С 1990 года читаю историю математики. В 2008 году я издал учебное пособие «История математики», которое можно использовать на занятиях по математике в школах и вузах. В 2018 году мы выпустили второе дополненное издание. В 2015 году я издал задачник к учебному пособию, его переиздание тоже готовится к выпуску.


Также мною написано более ста научных публикаций. Кроме того, в СМИ опубликовано десятки статей научно-популярного, историко-математического и краеведческого характера. Так постепенно накопилась критическая масса материалов по истории математики и её применению. Появилась необходимость где-то их оперативно размещать. Тогда мой сын в 2012 году создал для меня блог по истории математики

Материалы блога нужны студентам и учащимся для учебных целей, а учителям математики и преподавателям вузов — для создания культурно-исторического фона обучения математике. Я стараюсь обновлять блог по мере появления новых научных, методических и популярных материалов. 

Вот несколько последних размещенных материалов:

И напоследок

Как говорил когда-то французский математик Пуассон: «Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием». Так и у меня. Правда, есть и третья составляющая моей жизни — занятие историей математики. 

Закончу своё повествование словами знаменитого поэта: «… Я на подножке мчащегося сегодня / Во имя завтра еду во вчера. / Назад — чтобы с грядущим рядом встать! Назад не означает — на попятный. (Е. Евтушенко. Казанский университет).