понедельник, 10 сентября 2012 г.

Стратегия и тактика обучения истории математики в педвузе


Мы считаем, что проблема историко-математического образования пока еще не исследована в достаточной степени с научно-методических позиций. Подтверждением этому служит формальное отношение и ведущих методистов математики, и авторов учебников и программ, и школьных учителей к истории науки.

В методико-математической литературе периодически появляются исследования по историко-генетическому методу обучения. Хотя всегда подчеркивается, что проблема соотношения логического и исторического в обучении математике не решена. Эта проблема имеет явную методическую основу. Поэтому курс истории математики педвуза должен иметь методическую направленность.

Г.И. Саранцев относит историю математики к внешней среде предмета методики обучения математике. Т.Т. Фискович предлагает признать универсальный философский принцип историзма системообразующим фактором процесса обучения математике, стратегией работы учителя-практика. Естественно, стратегией обучения истории математики должна стать его методическая направленность. Она позволит подготовить будущего учителя к реализации принципа историзма в обучении математике в школе.

Тактическая система обучения истории математики, реализующая эту стратегию, должна заключаться в подготовке студентов к работе с реальным учебным материалом.

Все виды занятий по истории математики должны иметь эту направленность. Студенты обучаются различным формам работы с историческим материалом. Это сообщение, справка, беседа, решение задач, доказательство именных теорем, показ и разъяснение рисунка, доклады учащихся. Используются различные виды деятельности студентов: доклады, решение исторических задач, фрагменты уроков математики с применением исторического материала, подготовка сценариев и программ историко-математических конкурсов, вечеров, оформление газет к юбилейным датам, изучение и обсуждение исторической литературы, журнальных статей, защита рефератов.

Конечно, реализация принципа историзма в обучении математике не сводится к реализации историко-генетического метода. Поэтому необходим системный анализ подготовки учителя математики на основе профессионально-направленного курса «История математики».


Опубликовано:
Проблемы теории и практики обучения математике: Сборник научных работ, представленных на международную научную конференцию «57 Герценовские чтения». – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 351 с.